«Аббатство Даунтон» — образец сериала, каким он должен быть. Эталон, я бы сказала. Встреча с ним оказалась для меня подлинным потрясением. К телевизионным постановкам я вообще отношусь с некоторым подозрением, и только немногие сумели завоевать мое сердце, со скидкой на особенности жанра. Причем обычно это ситкомы типа «Друзей», которые просто нельзя не любить. «Даунтон» — совсем другое дело. По своему уровню он сопоставим с лучшими образцами британского кино, даже с экранизациями великих классических романов.
Сценарий сериала оригинальный, он не основан на какой-либо книге. История, рассказанная в нем, включает две основные линии — прибытие в поместье нового наследника, адвоката Мэтью Кроули, и не помышлявшего стать когда-нибудь лордом, и нового камердинера, мистера Бэйтса. С хозяином поместья его связывает военное прошлое, но с тех пор многое изменилось, и кажется, что, помимо хромоты, есть у Бэйтса свои зловещие тайны. Сериал начинается с гибели «Титаника», а завершается известием о вступлении Великобритании в Великую войну. Это, вкупе с угрожающими поместью опасностями, накладывает своеобразный отпечаток на непередаваемую атмосферу «Даунтона». Лучше всего ее характеризует слово «предгрозовая».
Конечно, как и в почти любом сериале BBC, поражает качество каждой вещи, каждой детали. Для любой женщины тут просто раздолье — наряды многочисленных женских персонажей, разные вещицы, аристократические привычки… есть за что уцепиться глазу! Во всем чувствуется дух эпохи, а это — редкое достоинство.
Наконец, очень удачно подобраны актеры, хотя хвалить британцев за выбор актеров — наверное, общее место. Каждый создает свой яркий, запоминающийся образ, от лорда до лакея или помощницы кухарки. За кого-то переживаешь, кому-то сочувствуешь, а кого-то начинаешь бояться или ненавидеть — всерьез, как будто это не сериал, а подлинная жизнь. И вот эта подлинность, великолепная схваченный момент, ощущение жизненности — то, за что сериал заслуживает и второго сезона, и высшей оценки.